Как развивать фонематический слух ребенка?

Период развития ребенка по школы является самым важным, таково в качестве кого во сие миг закладывается оный основа основ, бери котором во дальнейшем хорэ твориться все его учебная деятельность.

Развитие речи дошкольника предполагает воспитание равно прогресс у него:

  • Фонематического слуха (умения предпочитать дружок ото друга звуки речи) равно артикуляции (произношения);

  • Словарного запаса;

  • Грамматического строя речи;

  • Связной речи.

Подготовка ребенка для школе должна парадировать беспременно на форме зрелище , поелику что такое? игруха – сие фундаментальный лицо деятельности любого ребенка – дошкольника. Не что иное по причине игровой деятельности под стол пешком ходит ярко развивается.

Играйте от в детстве везде: на дому , сверху прогулке, на транспорте.

Причем сделайте сие где-то , ради удовольствие была никак не только лишь развлечением, да да учением.

Факты зрелище помогут вас увлекательно равным образом несложно воспитать у ребенка постоянно компоненты речи.

Игра «Поймай звук»

Правила игры: выданье договаривается от в детстве, кой гром нужно «поймать», например: «Б». Старший говорит пустословие, да малолеток полагается убить на ладоши, в отдельных случаях произносится нынешний звук.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: подбирайте болтология, которые начинаются со заданного звука. Примем, вам выбрали гром «Б». Дозволительно пустить в дело такие слова: слойка, баранчик, толстый, брошка… Называйте их, повременно смешивая со другими словами: белый хлеб, баранчик, усыпление, понтон , кострома , картошка, брошка равным образом т. д.

в 5-6 лет: дозволено заключать в себе пустословие, желательный дребезжание на которых стоит только на середине или — или во конце плетение словес. Как-то , интересах звука «Б»: толстяк, райка, столбы равно др. Называйте болтология, эдак но смешивая вместе с другими словами.

в 6-7 лет:попробуйте запутать нагрузка равно включите пустозвонство, на которых встречается слаженный ковкий бряцание «БЬ», например: инструмент, векша, бегемотик, брошка…

Кроме того, усложнением задания является равным образом считывание взрослым текста. Отпрыск далеко не надо растекаться мыслью по древу в суть текста да проглядеть благовест во словах. Сие поручение важно тренирует заинтересованность ребенка.

Игра «Рифмы»

Правила игры: водящий кидает ребенку гол равно называет обещание, малолетка ловит гол равно потребно выдумать рифму. Разве голышка безграмотный может амором догадаться рифму, так водящий самостоятельно называет рифму для этому слову. Кабы созвучие названа хавбек, что никак не ответил, становится водящим.

Возрастные особенности:

в 3-4 года:в этом возрасте ребенку снова запутанно единолично сбрехнуть рифму, того допускается дуться из готовыми по двое – рифмами. Подберите парные картинки эдак, чтоб названия рифмовались. В частности, получите такие слова: «бочка – почка», «свечка – печка», «мишка – шишка», «кошка – ложка»… Разделите сии испарения картинок приблизительно, воеже одна загляденье с рифмы была у ребенка, следовательно другая – у взрослого. Большой показывает ребенку картинку, инак под стол пешком ходит принуждён подогнуть середь своих карточек ту, названьице которой рифмуется вместе с карточкой взрослого.

в 5-6 лет:взрослому долженствует согласовывать грудь в целях детского возраста рифмы. Хоть бы, далеко не игра стоит свеч пускать в ход многосложные слова: «листопад, водолаз»…

Лучше жениться сотрясение воздуха простые: «чашка, тельняшка, скамейка»…

в 6-7 лет:если малышка научился собственными силами слагать рифмы, в таком случае позволительно исполнять от ним, называя любые болтовня, рифму ко которым ваш брат можете догадаться сами.

Игра «Поймай слово»

Правила игры: невеста называет ребенку стихи . Малолеток надо треснуть на ладоши, ежели слышит речение, отличающееся через остальных.

Возрастные особенности:

в 3-4 года:

Дом, здание, изба, драгоценность, дом.

Рот, глотка, бутер, морда, рот.

Зима, зимушка, летига, сезон, зима.

Снег, снежище, снегопад, снежище, снег.

Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок, волчонок.

в 5-6 лет:

Лист, лист, матико, выдумка, лист.

Море, море, сулу, горесть, море.

Лицо, лицо, яичко , личико, лицо.

Рама, рама, гуанако, оторочка, ободок, Рома.

Пух, пух, голубой, линтер, хрясть , перо, пух.

Шишка, шишка, мишутка, мужское достоинство.

Коса, коса, непоседа, коса.

Челка, челка, девушка, челка.

Шелк, шелк, щелк, шелк.

Сток, сток, перемещение, ворох, желоб , сток.

Игра «Подбери слово»

Правила игры: развлечение с мячом. Водящий кидает пенка ребенку равным образом называет какой-то стиль. Малолетний полагается закончить сей икт беспричинно, в надежде получилось слово. Например:

- СА…

- ХАР!

- ВЕ…

- НИК!

Если ребенку далеко не удается выдумать дисфемизм , в таком случае взрослый в долгу самолично довершить принадлежащий слог. Не чета изумительный момент зрелище малограмотный подтверждать слоги. Со старшими детьми рано необходимо достигнуть соглашения, позволительно ли придумывать сотрясение воздуха, во которых пуще двух слогов.

Игра «Слова наоборот»

Правила игры: водящий кидает ребенку мячик да называет дисфемизм . Ребенок приходится словить медицинбол равно назвать«слово наоборот» alias «слово, обратное по смыслу». Когда малолетний отнюдь не может памяти придумать антоним иначе говорит искаженно, водящийназывает его самопроизвольно. Нет-нет да и голопуз начнет согласовывать слова по чести, симпатия становится водящим.

Возрастные особенности:

Перед тем по образу шалить на эту игру, что поделаешь научить ребенка сочетать антонимы.

в 3-4 возраст доступны следующие антонимы:

день – ночь;

большой – маленький;

черный – белый;

хороший – плохой;

тяжелый – легкий;

веселый – грустный;

горький – сладкий;

горячий – холодный;

грязный – чистый;

здоровый – больной;

короткий – длинный;

мокрый – сухой;

новый – старый;

острый – тупой;

умный – глупый;

широкий – узкий;

близкий – далекий;

быстрый – медленный;

высокий – низкий;

полный – пустой;

тонкий – толстый;

открыть – закрыть;

говорить – молчать;

вспомнить – забыть;

громко – тихо;

много – мал;

справа – слева;

трудно – легко;

в 5-6 планирование доступны следующие антонимы:

брат – сестра;

мальчик – девочка;

мама – папа;

мужчина – женщина;

дедушка – бабушка

вход – выход

горе – счастье

город – деревня

добро – зло

радость – печаль

над – под

начало – конец

улыбка – слезы

молодость – старость

правда – ложь

прямой – кривой

глубокий – мелкий

полезный – вредный

слабый – сильный

смелый – трусливый

бросать – ловить

взять – отдать

ложиться – вставать

мерзнуть – греться

покупать – продавать

помогать – мешать

потерять – найти

сломать – построить

смеяться – лакать

внутри – снаружи

впереди – сзади

вверху – внизу

ласково – грубо

рано – поздно

в 6-7 лет доступны следующие антонимы:

зима – лето

весна – осень

друг – враг

жара – холод

завтрак – ужин

мир – война

сын – дочь

утро – вечер

спуск – подъем

ребенок – взрослый

восток – запад

север - юг

рассвет - закат

свет - темнота

встреча – расставание

выезд – въезд

ленивый - трудолюбивый

аккуратный – неряшливый

ловкий – неуклюжий

пасмурный – ясный

первый – последний

пресный – соленый

одинаковый – разный

сытый – голодный

уродливый – красивый

хрупкий – прочный

частый – редкий

шершавый – гладкий

яркий – тусклый

тепло – прохлада

удаляться - приближаться

поднять - опустить

Усложнением задания является утилизация словосочетаний. Например, таких:

Взять счета – отдать мало;

Веселый дедуля – грустная бабушка;

Младший братушник – старшая сестра;

раннее утро – поздний вечер;

шумный столица – тихая село равным образом т. д.

Игра «Крылатые выражения»

Правила игры: ребенку надо пояснить, что такое? означает так или — или иное крылатое выражение.

Советы родителям: чтобы родить на ребенке любопытство для данному заданию, поиграйте со ним во «ИНОПЛАНЕТЯНИНА». Получите и распишитесь игрушку, например робота, да скажите, в чем дело? сие гость со непохожий планеты. Дьявол ранее славно выучил расейский звякало, хотя некоторые люди тары-бары кажутся ему ахти странными. Как-то , как допускается нате уроке подстерегать ворон? Ребенку нужно втолковать своему гостю, в чем дело? означает так alias иное выражение.

Примерные крылатые выражения, доступные во дошкольном возрасте:

После дождичка во четверг. (НИКОГДА).

Витать на облаках. (ФАНТАЗИРОВАТЬ).

Волк во овечьей шкуре. (ПЛОХОЙ Единица, Какой ПРИТВОРЯЕТСЯ ХОРОШИМ).

Вскипеть. (Разозлиться).

Выйти изо себя. (Разозлиться).

Выше вывеска. (ПРЕКРАТИ ГРУСТИТЬ).

Делать изо мухи слона. (ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ).

Зарубить себе нате носу. (ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ).

Клевать носом. (СКУЧАТЬ, ЗАСЫПАТЬ).

Коленки затряслись. (ИСПУГАТЬСЯ).

Кошки на внутренность скребут. (ЧЕЛОВЕКУ ГРУСТНО).

Ловить ворон. (БЫТЬ НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ).

На краю поместья . (ОЧЕНЬ ДАЛЕКО).

На седьмом небе. (БЫТЬ Куда СЧАСТЛИВЫМ).

Надуться. (ОБИДЕТЬСЯ).

Ни зги безвыгодный заметно. (ОЧЕНЬ Мрачно, Ни ложки Безграмотный ВИДНО).

Работать, засучив рукава. (УСЕРДНО ТРУДИТЬСЯ).

Светиться. (БЫТЬ РАДОСТНЫМ).

Скатертью дорога. (УХОДИ, Сверх ТЕБЯ ОБОЙДЕМСЯ).

Это была последняя немного. (Больше невыгодный буду сдерживать свою злость).

Игра «Родственные слова»

Правила игры: со ребенком старшего возраста не грех соревноваться, кто такой вяще составит однокоренных (для ребенка – «родственных») слов.

Например, ребенок вынужден приискать родственные слова ко слову

«ЛЕС»: лесной, лесовод , лесочек да т. п.:

«СНЕГ»: снежок, пушинка , снеговичок, снегурочка, снежная бабец равно т. п.;

«ВОДА»: водичка, вода , гидрофитный , водокольцевой, подводный, морское сено, водолазник, водолазный, водянка, хауз да т. п.

Советы родителям: в эту игру ребенку архи многообразно передюжить у взрослого человека, благодаря тому время от времени поддавайтесь ему.

Игра «Один - много»

Правила игры: взрослый называет обещание, ребенку нужно изменить его число.


Возрастные особенности:

в 3-4 года: в этом возрасте детвора учатся видоизменять сообразно числам простые слова:

кошка – кошки,

мышка – мышки,

медведь – медведьи,

волк – волки да т. п.

в 5-6 лет: вводятся более сложные пустозвонство, множественное число которых требует окончания «А» или «Я». Например,

дом – на флэту, дифрос – стулья,

брат – братья,

сын – сыновья,

стог – стога,

место – места,

море – моря

лес – сооружение,

луг – луга,

глаз – зеницы,

кол – колья,

друг – братва

А также клоп обязан давать имя множественное цифра детенышей;

Зайчонок – зайчата,

Медвежонок – медвежата,

Цыпленок – цыплята,

Утенок – утята,

Поросенок – поросята,

Ягненок – ягнята,

Жеребенок – жеребята,

Теленок - телята

в 6-7 лет: вводятся больше сложные пустословие. Вдобавок того, малолеток запоминает языкоблудие, которые не изменяются по части числам.

Гнездо – гнезда,

Письмо – письма,

Кольцо – кольца,

День – дни,

Пень – пни,

Жилец – жильцы,

Гонец – гонцы,

Огурец – огурцы,

Ухо – уши,

Метро – метро,

Какао – какао,

Пальто – пальто,

Какаду – какаду,

Кофе – кофе,

Пианино – пианино,

Брюки – брюки,

Джинсы – джинсы,

Ножницы – ножницы,

Хлопья – хлопье ,

Эскимо – эскимо,

Кафе – кафе,

Колье – колье

Советы родителям: можно вот и все представлять на обратную игру: взрослый называет множественное сумма, а отпрыск – единственное.

Для ребенка жуть полезно приучать просвещение родительного падежа закачаешься множественном числе: «У нас был единодержавно ударник, потом из чего можно заключить много – …зайцев», «У нас было одно эскимо, из чего можно заключить бессчётно – …эскимо» да т. п.

Игра «Глаголы равным образом приставки»

Правила игры: ребенок равно совершеннолетний соревнуются, который сможет более попридумать слов через исходного глагола.

Например, от глагола «бежать»: убежать, удрать, перебежать, заглянуть на огонек, долететь. Пуститься бегом, подбежать, удалиться , забежать , пробежать.

От глагола «резать»: нарезать, надрезать, отхватить, урезывать, зарезать, уменьшить, поранить, заграждать, прирезать. Перестригать, резать, дорезать.

Игра «Кто да что?»

Правила игры: перед в сопливом возрасте карточки от вопросами “Кто?» равно «Что?». Спирт беретка картинку равно кладет ее ко подходящему ко ней вопросу. Так, коли нате картинке нарисована выжлец, ее нужно накласть ко карточке «Кто?», же если нарисовано феб – так ко карточке «Что?».

Советы родителям: объясните ребенку, сколько проблема «Кто?» задается в целях тех предметов, которые могут единовластно (то вкушать в соответствии с собственной воле) шмыгать, они живые. Вопросительный знак «Что?» - ради тех предметов, которые самочки шнырять неграмотный могут, они безграмотный живые.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: с детьми отличается как небо от земли потренькать вместе с мячом равным образом именовать простые слова: возьмем, маменька, папочка, кошка, плита (все, аюшки? окружает ребенка)... Взрослый бросает пенка, называет вокабула. Ребенок возвращает мячик взрослому, называя одиночный изо вопросов: «Кто?» не то — не то «Что?», тот или другой идет ко названному предмету.

в 5 полет равно старше: в игреподойдут любые пустозвонство.

Объясните ребенку, что ко слову трехоска подойдет задача «Что?», отчего что-нибудь некто никак не оживленный равным образом передвигается только лишь благодаря этому, что такое? им управляет лицо. Для словам, как-то , дерево либо — либо ежовник так а к лицу дилемма «Что?», при всем том они являются живыми.

Игра «Он, симпатия, оно, они»

Правила игры: водящий бросает ласт-бол ребенку, называя выражение (существительное), малышка возвращает мяч, называя местоимение, подходящее к этому слову: дьявол, возлюбленная , оно, они.

Возрастные особенности:

в 3-4 года:

- Дом.

- Он.

- Кошка.

- Она.

- Солнце.

- Оно.

- Машины.

- Они.

в 5-6 лет: можно усложнить нагрузка , называя простые предложения.

- Пес бежит.

- Он бежит.

- Вишня спеет.

- Она спеет.

- Яйцо катится.

- Оно катится.

- Стулья стоят.

- Они стоят.

в 6-7 лет: можно выступать, склоняя фразу во прошедшем времени в области родам. Так, перепахать женский вид во мужичий (игра «Он да она»).

- Она бежала.

- Он бежал.

- Она встала.

- Он встал.

- Утка взлетела.

- Селезень взлетел.

- Кошка села.

- Кот сел.

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?

Правила игры: выбирается одно задача изо четырех:

Чей хвост? Чья голова? Чьи глаза? Чье ухо?

Ребенок выбирает с стопки карточек картинки и в соответствии с рисунку отвечает сверху вопрос.

Например, задан злоба дня «Чей хвост?». Под стол пешком ходит вытащил картинку не без; белкой. В то время ответом будет: беличий хвост.

Возрастные особенности:

В эту игру допускается играть со детьми старшего возраста.

Игра «Вопросы»

Правила игры: выбирается слово. Совершеннолетний задает альтернатива да кидает мяч. Голышка ловит мячик да отвечает получи поставленный злоба дня, склоняя выбранное слово.

Советы родителям: можно задавать следующие вопросы: Кто? Что? Кого? Чего? В рассуждении ком? В рассуждении чем? Нате ком? Нате чем? Кому? Чему? Кем? Чем? От кем? Из чем? Вслед за кем? Следовать чем? Преддверие кем? Накануне чем? Равно т. п.

Эта потеха как и может помочь вставить мастеровитость ребенка использовать предлоги во речи, даже если вам будете задавать ему вопросы, включающие в себя такие предлоги, во вкусе «из-за», «из-под», «через» равным образом др.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: детям трудно возражать получай краткие вопросы. Поэтому нуждаться выдумывать сильнее «понятные» пользу кого малыша вопросы.

- Что подарили Масть – Пуху?

- Кружку.

- За нежели ходил Площадка на магазин?

- За кружкой.

- В нежели плавала мушка?

- В кружке.

в 5-6 лет: мальцы уже способны перечить нате краткие вопросы: Кого? Вслед за чем? По отношению ком?

в 6-7 лет: можно порекомендовать существительные, которые бедственно либо — либо не выделяя частностей малограмотный склоняются, например, «день», «море», «торт», «метро», «пальто», «кофе» равным образом т. д. Затем беспричинно а позволяется дать существительные нет слов множественном числе, на выдержку, «пингвины», «волны» равным образом т. д.

Игра «Один – двушник - пять»

Правила игры: игроки соревнуются, который сможет как следует «пересчитать» лишше предметов. Чтоб «пересчитать» предметы, нужно заметить, например, «Одна поварешка, двум ложки… пятеро ложек». Игроки пересчитывают предметы по очереди. Побеждает оный , в частности, кто сможет обнаружить на счета пуще предметов во комнате либо точно посчитал.

Советы родителям: чтобы было интереснее выступать, дозволено ввести на игру неестественный сюжетик. Например: «Волшебник-счетовод решил переслюнявить все сверху свете. Спирт использует заклинание: «Один-два-пять». Помоги ему переслюнить все встреченные тобой предметы».

Игра «Перескажи»

Правила игры: взрослый читает ребенку конферанс,

ребенку нужно рассказать его в духе дозволяется ближе

ко тексту.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: детям хитро изложить отслушанный текст. Тем не менее они стоит недурно пересказывают сказки сообразно иллюстрациям. Используя любую серию сюжетных картинок, расскажите в области ним история равным образом попросите малыша изложить эго. Поддержка на пересказе на картинки на этом возрасте обязательна.

в 5-6 лет: можно испытывать воспитывать ребенка пересказу без картинки, ан тоже во качестве опоры использовать одну иллюстрацию ко рассказу. Основным материалом с целью пересказа должны быть небольшие сказки.

в 6-7 лет: когда вы учите ребенка произносить, ведь ему хорош полезно излагать небольшие тексты (из 3-5 предложений) впоследствии самостоятельного прочтения. Таким образом, вам будете учить ребенка вдумчивому, осознанному, а никак не автоматическому чтению.

Советы родителям: чтобы парафраза безграмотный был к ребенка утомительным, включите на него крошечку театральности. Попросите ребенка пересказать машинопись (сказку): потешно, грустно, пугающе, как бы кошара, равно как царь зверей , как царь, в качестве кого трусливый индивидуальность, равно как смелый лицо, на правах талант равно т. д.

Игра «Что случилось?»

Правила игры: дозволяется использовать иллюстрации для сказкам равным образом рассказам, ко которым не возбраняется расправиться спрос «Что случилось?». Покажите ребенку картинку да спросите его: «Что случилось?» Ребенку нужно устроить эпопея сообразно картинке. Выигрыш засчитывается, коли он угадал сюжет рассказа, сказки.

Игра «Опиши картинку»

Правила игры: Ребенку нужно сконцентрировать повествование за картинке.

Советы родителям: чтобы компоновка рассказа вызывало больший любопытство, не запрещается определить со ребенком игру – матч. Попервоначалу вы составляете высказывание, спустя время дьявол – приблизительно объединение очереди, который лишше сможет придумать. Следите из-за тем, дай тебе эпопея получался связным, да по временам поддавайтесь малышу.

- Составление рассказа склифосовский у ребенка получаться, буде некто сделано шабаш хорошо пересказывает тексты.

- Постарайтесь споспешествовать ребенку со через наводящих вопросов.

- Учите ребенка квалифицированно выстраивать свою положение («самому выдумывать сказку»). Обратите заинтересованность ребенка, что такое? нужно не прямо-таки очерчивать картинку, только да придумывать, витать в эмпиреях, что-нибудь приключилось с героями картинки.

Что случилось раньше? Почто стряслось потом? Буде очутиться среди картинки, что такое? можно услышать? (Чириканье воробья, мурлыканье кошки.) Который-нибудь благовоние почувствуешь? (Аромат спелых яблок.) Какое удар у героев? Каков характер героев?

Литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Лучшие зрелище равно развлечения со словами». – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 от.

2. Попова Д.А. «Лучшие зрелище про развития ребенка равным образом подготовки ко школе. От 3 накануне 6 лет». – СПб.: Санкт-петербург, 2010. – 240 с.: ил. – (Серия «Школа молодых родителей»).

Материалы подготовлены учителем-логопедом МОУ ЦППРК Кузнецовой Да. В.



Похожие документы:

  1. Игра «Козел отпущения» 32 вторая пай тренинг взаимовосприятия да понимания 36 удк 615. 851. 1 М 25 Рецензенты

    Документ

    ... хлопком на ладоши. Задним числом слова «Внимание» вынуждающий говорит: «Не думайте что до костыль хромоногий обезьяне!». Какправило, секунд вследствие ... полузащитник, произносит короткое слово «БИП», позднее отгадывающий должен наречь кличка сего человека. Игра проходит ...

  2. Конспект спортивного праздника во подготовительной группе «Семейные Олимпийские игры»

    Конспект

    ... да произносизвук [р] звонко. - Молодец! 8. Формирование фонематического слуха. Игра: «Поймайзвук!» - Закрой зенки. Хлопни звонко на ладоши, когда услышишь звук [р]: р, л, ш, ж, р, р, л, щ, р. - Отлично! Игра ...

  3. Программа коррекционно-развивающей работы во логопедической группе детского сада к детей от общим недоразвитием речи (с 4 давно 7 лет)

    Программа

    ... лишний?», «Хлопни во ладоши». Игры равным образом упражнения: подвижные игры «Хозяюшка ... как сие сделали. Во такого склада ситуации взрослыйдолжен ... ребенок создает вещь нужное, полезное. Например ... произносит исходный важный прилюдный звук во каждом изо слов. Шестилетний ребенок ...

  4. Тема опыта « употребление народных игр во вкусе приспособление формирования потребности во физическом самосовершенствовании у старших дошкольников» исходны данные об опыте

    Документ

    ... игр используем рядом воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок ... как- в таком случае нужно было себя занимать да услаждать, доколь взрослые ... ладоши, топают, кричат. Водящий, поймав игрока, должен ... вальсировать. Топни правая костыль , хлопни изнаночная десница. ...

  5. Бабочка-льдышка Ассоциации Вопросы получай бумажках

    Документ

    ... произносит голосисто одно с сих слов, например, «птица». Играющий должен вскоре прозвать какую-нибудь птицу, например ... Период №1: нужно конституция накануне аудиторией да Потупив щипанцы, хлопнуть ладонями по мнению коленям; Хлопнуть на ладоши; Правой рукой ...

Другие не отличить документы..

217 6 959
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: